EntArea
Новые mp3 альбомы, клипы и т.д. Earn money О сайте Send me email
Друзья сайта
Статьи
RSS?

Jungle / Drum and bass (Джангл / Драм-энд-бэйс)

Драм-энд-бэйс (англ. Drum and bass; также часто сокращают — D&B или dnb, в русском — днб) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, драм-энд-бэйс возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. Пионеры жанра — Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие диджеи — быстро стали звёздами драм-энд-бэйса, в то время называемого джанглом (англ. jungle).

В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Другие для краткости используют термин джангл для обозначения рагга-джангла — характерного поджанра драм-энд-бэйса. В США используют объединённый термин «Jungle Drum and Bass» (JDB), который не получил распространения за пределами этой страны. Возможно, самая популярная точка зрения заключается в том, что оба термина синонимичны и взаимозаменяемы, что джангл — это драм-энд-бэйс, а драм-энд-бэйс — это джангл

JUNGLE/DRUM'N'BASS

В основном британский стиль, jungle (другое название - drum'n'bass) явился перевоплощением hardcore techno, появившемся в начале 90-х. Из всех видов techno это самый ритмически сложный стиль, строящийся на быстрой полиритмии и брейкбитах. Как правило, он полностью инструментальный и состоит лишь из быстрых партий драм-машины и глубокого баса. Как следует из его названия, в jungle присутствуют влияния реггей, даб и блюза больше, чем во всем остальном hardcore, что дало основание критикам заявить, что эта музыка была сделана чернокожими techno-музыкантами и ди-джеями, которые переняли ее у белых исполнителей, доминировавших в hardcore. Несмотря на это, темп jungle никогда не замедляется до того, чтобы развить грув. Как и большинство направлений techno, jungle рассчитан на небольшую аудиторию преданных фанов, хотя успех дебюта Goldie "Timeless" в 1995 имел большее признание чем другие формы techno. В jungle стали работать многие другие уважаемые исполнители, смешивая брейкбит с элементами джаза, музыки фильмов, ambient и трип-хопа.

Первая из известных комманд, играющих в стиле Jungle была Art Of Noise, фактически она и несколько ей подобных создали то, что мы сейчас называем Jungle. Jungle это очень обобщенное название музыкального направления, которое включает в себя большое количество стилей. Фактически они объединены ломанным ударом, резкими глубокими басами, скоростью и ... идеологией каменных джунглей (идеей урбанистического футуризма). Для всех ответвлений Jungle характерна еще одна черта — применение "роллов" (разновидность барабанной дроби), проигранных на очень большой скорости, причем роллы могут быть не только барабанные, но и клэповые (клэп — хлопок в ладоши). Эта музыка довольно-таки сложна для восприятия людей, которые слышат ее в 1-й раз, т.к. она несет в себе глубокий смысл.

Drum'n'Bass Комманда, придумавшая термин Drum`n`Bass (Drums and Basses), была Art Of Noise У них есть альбом "The drum and bass collection", где смикшированы их прежние работы с добавлением характерного звучания басов и ударников - drum'n'bass. Миксы далали приглашенные диджеи и музыканты (remixed by: aquasky, dom and roland, ils, lightfood, seiji, pfm, flyright, digital pariah, j majik, lemon d).

Существует три элемента, более–менее точно характеризующие стиль Drum'n'Bass. Первое — характерные синтезаторные звуки, которыми также изобилует Artcore. Эти звуки чем–то похожи на звучание скрипки, но с небольшим придыханием. Это атмосферичные космические звуки. Характерным исполнителем данного стиля является LTJ Bukem. Второе — это басовая линия. Она весьма сильно отличается от стандартного электронного баса. Бас в Drum'n'Bass не жесткий и не агрессивный. Третьим, решающим элементом, являются ударные. Они более высокие и более мягкие, порхающие. В них нет той основательности и тяжести, которая встречается в стандартном джангле. В большинстве случаев в Drum'n'Bass доминирует один ритмический рисунок. В Drum'n'Bass очень часто можно встретить джазовые гармонии. И еще один нюанс, зачастую в этом стиле не используются электронные ударные.

Пример: Photek — Knight Vision

 


HardStep - сильный упоp делается на pитм, используются очень тяжелые и жесткие басовые и дpам-семплы. Совеpшенно безумный pитм, иногда некpасивый, довольно слабо бывает пpедставлена мелодия - в совокупности данные компоненты делают HardStep сложным для пpослушивания.

Пример: Dred Bass — Technology

JazzStep Известен так же, как Jazzy Jungle.

Нет такого человека, который бы не слышал джаза. Acid Jazz - это фактически Jazz, с музыкальной точки зрения, но с ударом джангловой схемы. Во многих Acid Jazz трэках есть вокальные партии, большинство такой музыки очень похоже на Drum'n'Bass, только используются живые джазовые инструменты (гитары, саксофоны, контрабасы, и т.д.).

Пример: Ez Rollers — Tough At The Top

 

 

eXperimental Известен так же, как Drill'n'Bass.

Drill'n'Bass - недалекая форма Breakbeat, которая базируется главным образом на мощном компьютерном звуке и кропотливом программировании, - превратила старые midtempo beats and breaks в сумасшедшую экспериментальную «нарезку» электронной музыки, обращающей на себя мало внимания.

Начиная с середины 1995 г., три основных лидера возглавили направление с пластинками: Aphex Twin (Hangable Auto Bulb), Luke Vibert's Plug project (Plug 1) и Squarepusher (Conumber). В следующем годы стиль Drill'n'Bass завоевал признание, вышли полные версии вышеуказанных альбомов. Особенно нужно отметить Plug's "Drum'n'Bass For Papa" и дебютный альбом Squarepusher Feed Me Weird Things. После этого стиль оказался на волне успеха, появилась группа музыкантов, играющих в этом стиле, включая Animals on Wheels, Amon Tobin, Mung и Plasmalamp. Drill'n'Bass перешел в глубокий андеграунд к 1998г., и это было не удивительно, принимая во внимание экстремальную природу стиля.

Пример: Aphex Twin — 4

Fungle Одно из последних, появившихся не так давно, напpавлений интеллектyальной танцевальной мyзыки. Все та же электpонная мелодика интеллектyальной мyзыки, полyчила неожиданное pазвитие, когда некотоpые IDM-мyзыканты начали экспеpиментиpовать с джангл pитмами. Экспеpименты зашли гоpаздо дальше, чем написание джангл-pитмов из нестандаpтных yдаpных звyков. В частности особенно далеко зашло дело по издевательствy над этими pитмами. Их ломанием, сбиванием, или пpостым написанием неповтоpяющейся за весь тpек дpам-паpтии.

Особyю попyляpность пpиобpел yдаpный эффект - "тpещетка", кpатковpеменная скоpостная долбежка yдаpным звyком на скоpости 300-1000 bmp. Многие мyзыканты yже шагнyли дальше, и их тpеки похожи на однy большyю тpещеткy. Hо данное напpавление только еще pазвивается, и тенденции таковы, что данное напpавление выделится как отдельный стиль под названием Fungle.

Хаpактеpные пpедставители и альбомы:

Squarepusher "Feed Me Weird Things", "Big Loada EP",

AFX "Hangable Auto Bulb EP",

Aphex Twin "Richard D. James",

Mu-Ziq "Lunatic Harness"

История

Британское происхождение

Ранний джангл был ответвлением рейва (точнее — хардкора — одного из «жёстких» направлений рейва), сосредоточенного на брейкбите. Как было упомянуто выше, в нём были соединены дабовый бас с быстрым хип-хоповым брейкбитом — это произошло в поздних 80-х, когда культура рейва и экстази достигла успеха в Великобритании. Когда развился более басовый, тяжёлый и быстрый саунд, джангл стал обнаруживать свои собственные отличительные черты. В результате последовательного совершенствования продюсерами-первопроходцами, звук стал более урбанистичным, всё ещё включая в себя напевы из регги, дабовый бас, но также и всё более сложные, быстрые, стремительные ударные. К 1995 году появилось встречное движение, названное «intelligent drum and bass» (русск. интеллиджент), реализованное диджеем LTJ Bukem и его лейблом Good Looking. Некоторые считают, что переход к «разумному» джанглу был осознанным и согласованным ходом основных диджеев и продюсеров против культуры, которая наполнялась жестокими элементами «гангста». Интеллиджент сохранял стремительный брейкбит, но фокусировался на более атмосферный звук, глубокий бас в противоположность жёсткому вокалу и сэмплам.

Ранние герои D&B-культуры включают исполнителей A Guy Called Gerald (трек «28 Gun Bad Boy») и 4hero (трек «Mr Kirk’s Nightmare»), которые позже развили свои собственные направления, оставив в стороне мэйнстрим драм-энд-бэйса. Однако большинство ранних продюсеров и диджеев все ещё пишут и играют, составляя старую гвардию.

Характерной особенностью драм-энд-бэйса также является то, что большинство продюсеров (авторов композиций) также являются диск-жокеями, а большинство диск-жокеев пишут музыку.

От джангла к драм-энд-бэйсу

Тогда же, когда появился интеллиджент, рагга-джангл перешёл в более тяжёлый, ударный стиль, хардстеп, а также в джамп-ап, на который воздействовали стили хип-хоп и фанк (примеры — исполнители Mickey Finn и Aphrodite с лейблом Urban Takeover, а также Ganja Kru с лейблом True Playaz), в то время как другие продюсеры продвигали более «мягкие» настроения (композиции, исполненные в таком настроении, часто именуют роллерами (англ. rollers)).

В 1996, хардстеп и джамп-ап были очень популярны в клубах, в то время как звучание интеллиджента было в первую очередь ориентировано на домашнее прослушивание в спокойной обстановке. Стили драм-энд-бэйса всё более расходились, но в то же время смешивались с другими жанрами. В 1997 году фанк-ориентированный, контрабасовый звук вышел на передний план, достигнув успеха в мэйнстриме (пример — исполнитель Roni Size, лейбл Reprazent).

Рождение тэк-степа

С противоположной стороны популярность стал завоёвывать новый, «тёмный» техно-саунд в драм-энд-бэйсе, поддерживаемый лейблами Emotif, No U-Turn и такими продюсерами, как Trace, Nico, Ed Rush и Optical, Dom & Roland и Technical Itch — стиль, обычно называемый тэк-степом (англ. techstep). Тэк-степ взял новые звуки и технологии и применил их к джанглу. Этот стиль характеризуется мрачной, фантастической атмосферой и звуками, «холодными» и сложными ударными, а также «тёмным», сильным басом.

На закате 90-х тэк-степ занял доминирующую позицию на сцене драм-энд-бэйса с такими самыми заметными продюсерами, как Bad Company и Konflict. Тэк-степ становился всё более «тяжёлым», и популярность фанки-стиля, представленного Roni Size в 1997 году, убывала. Однако, к 2000 году появилось движение, провозглашавшее «верните фанк в drum and bass». Оформилась тенденция к возрождению рейвового саунда, появились ремиксы классических джангловых треков, тяготеющие к корням жанра.

С 2000 года

С 2000 сцена стала очень разносторонней, из-за чего сейчас сложно назвать какой-то стиль в драм-энд-бэйсе ведущим.

В 2000 году Fabio стал поддерживать стиль, названный им ликвид-фанк (англ. liquid funk), поддержав его компиляцией треков, вышедшей на его собственном лейбле Creative Source. Этот стиль характеризовался влияниями диско и хауса, а также широким использованием вокальных партий. Несмотря на медленное вхождение в моду, стиль стал крайне популярен в 2003—2004 годах, а в 2005 был признан самым продаваемым поджанром драм-энд-бэйса с такими лейблами, как Hospital Records и Soul:R, и продюсерами High Contrast, Calibre, Nu:Tone, Marcus Intalex и Logistics среди других сторонников.

Также произошло возрождение стиля джамп-ап. Упоминаемый как «Nu Jump Up», или клаунстеп (англ. clownstep), он обладает весёлым и простым звучанием, сохраняя бас из старого джамп-апа, но с новыми, более тяжёлыми элементами. Выдающиеся продюсеры стиля включают Twisted Individual, Generation Dub и DJ Hazard.

В этот период также произошёл рост популярности стиля дабвайс (англ. dubwise). И хотя звук с влиянием даба не был нов и в течение уже долгого времени поддерживался продюсерами Digital и Spirit, в 2003—2004 стиль увидел рост популярности с новыми продюсерами (например, Amit, Tactile, The Fix).

Аналогично, пока существовали продюсеры, занятые исключительно детальным программированием и манипуляцией ударных (например, Paradox), в первой половине декады произошло возрождение и развитие другого поджанра, известного, как драмфанк (англ. drumfunk). Основные лейблы включают Inperspective, 13 Music и Bassbin, а новая волна продюсеров включает Fanu, Breakage и Fracture and Neptune. Остаются активными и востребованными и ветераны жанра — такие, как Alaska (Paradox) и Seba.

Мировая сцена сегодня

После 2000 года драм-энд-бэйс получил широкое распространение в географическом плане — изначально плотно развивавшийся лишь в Великобритании, в настоящее время жанр разёртывается по всему миру. Многочисленна сцена в других англоязычных странах, включая США (артисты Dieselboy, Hive, Submerged, Temulent, Mayhem), Канаду (Psidream, Ben Sage, John Rolodex), Австралию (Pendulum), Новую Зеландию (Concord Dawn, The Upbeats, State Of Mind) и ЮАР (Counterstrike). Драм-энд-бэйс популярен в Европе, особенно в Бенилюксе (Black Sun Empire, Noisia), Германии (Phace, Typecell, Simon V, Panacea), скандинавских странах (Teebee, Polar, Future Prophecies, Rawthang, Pyro, Phono), Венгрии (Tactile, SKC, Mindscape) и Польше (Ostro, Wax), Хорватии (Lekke, Gekko), Беларуси (T-Trider, Walder, Sworm), Украине (Sunchase, Redco, Kind of Zero, Infuzoria, Purple Unit, Widestream) и России (Paul B, Bes, Subwave, FM Device, Dissident, Electrosoul System, Implex). Он также популярен в Южной Америке c артистами DJ Marky и XRS из Бразилии. Сан-Паулу иногда называют Ибицей драм-энд-бэйса.

Сцена бывшего СССР

За последние годы окрепла и продолжает развиваться сцена драм-энд-бэйса постсоветского пространства. Столицей движения считается Санкт-Петербург.

Некоторые продюсеры выпускаются на зарубежных лейблах — например, Subwave, Paul B, Prode, Electrosoul System, Dissident, Bes, Implex, SolarG, ILLUMINATI (в прошлом — Cyb Orc) (лейбл Full Force, UA/Германия), Purple Unit (Украина), Sunchase (Украина), Widestream (Украина), Limewax (Украина).

Большую популярность имеют треки с русским женским вокалом, например, Bad M. F. feat. Bad Girl (композиции «Let It Be», «Night and Day»), треки с исполнительницей Yana Kay («Remember Me», «U & Me»), а также коллектива The Sounds Of Infinity («Freedom», «Freedom (STA Remix)»)

Звучание драм-энд-бэйса

Существует множество взглядов на то, что составляет «настоящий» драм-энд-бэйс. Мнения расходятся из-за существования большого числа стилей, от «тяжёлого» тэк-степа до «мягкого» ликвид-фанка. Драм-энд-бэйс сравнивают с джазом, где в рамках одного жанра можно услышать музыку, звучащую совершенно по-разному. Кроме того, сейчас драм-энд-бэйс — это больше подход и традиция, нежели стиль.

Исходя из вышесказанного, сложно точно описать звучание драм-энд-бэйса, но можно выделить ключевые особенности.

Определяющие характеристики

Брейкбит

Брейкбит — это главный определяющий элемент драм-энд-бэйса. С музыкальной точки зрения брейкбит характеризуется ломаным ритмом, элементом синкопы, в отличие от «прямого» 4-ударного ритма (так называемой «прямой бочки») в техно, трансe и хаусе.

Большинство брейкбитов напрямую берутся (сэмплируются) или составляются из ударных партий в старых записях жанров соул, фанк, блюз и джаз. Собственно «брейк» относится к той части песни, где нет вокала и есть акцент на ритм и бит. Хотя, с середины 90-х множество продюсеров используют тустеп или другие брейкбиты, скомпонованные из отдельных ударных сэмплов, которые похожи на сэмплированные, но обычно звучат жёстче. Также часто брейкбиты создаются с использованием обеих техник.

Наиболее часто используемые брейкбиты в драм-энд-бэйсе взяты из треков:

  • «Amen, Brother», The Winstons (амен брейк и его производная — трамен)
  • «Cold Sweat», «Tighten Up» и «Funky Drummer», Джеймс Браун
  • «Think», Лин Коллинс
  • «Apache», Incredible Bongo Band
  • «Assembly Line», The Commodores

Темп

Типичная скорость для драм-энд-бэйса составляет обычно 160—180 BPM, в отличие от других форм брейкбита, таких, как брейкс, которые специализируются на скоростях 130—140 BPM. Повышенный темп не был изначально присущ жанру, а появился при развитии драм-энд-бэйса — самые ранние треки олд-скул-рейва и джангла имели скорость около 155—165 BPM, в то время как материал нового тысячелетия редко опускается ниже 170 BPM и часто достигает 180 BPM и больше.

Важность ударных и баса

Название «drum and bass» не означает, что треки состоят только лишь из этих элементов. Тем не менее, они являются самыми важными элементами и составляют большую часть треков. В жанре большое внимание отводится глубокому басу, который чувствуется физически при прослушивании. Было произведено немало экспериментов с тембром в зоне баса, особенно в тэк-степе.

Среда

Главным образом, драм-энд-бэйс — это форма танцевальной музыки, предназначенная для прослушивания в ночных клубах. Жанр использует весь частотный диапазон и физичность, которую часто нельзя полностью оценить на домашнем оборудовании при прослушивании на малой громкости. В соответствии с названием, элемент баса сильно выделяется, в отличие от других жанров танцевальной музыки. Поэтому для полного восприятия музыки требуется специальное звуковое оборудование, которое, как правило, установлено именно в ночных клубах.

Из-за своей «клубной» природы драм-энд-бэйс доносится до публики в первую очередь благодаря диджеям. Поскольку большинство треков пишутся для лёгкого сведения диджеем, их структура отражает предназначение: присутствуют вступительные и заключительные части (англ. intro, outro), использующиеся для битмэтчинга и не предназначенные для детального восприятия слушателями. Обычно диджей производит сведение таким образом, чтобы не потерять непрерывный бит. Кроме того, диджей может использовать типичные для хип-хопа приёмы: скрэтчи, двойные дропы (где два трека сводятся так, что делают дроп в один и тот же момент) и ривайнды.

Большинство точек сведения начинаются или заканчиваются там, где происходит дроп. Дроп — место, где происходит значительное изменение ритма или баса, а после происходит выход брейкбита. Часто дроп используют для перехода между треками, сводя компоненты различных треков. Некоторые дропы так популярны, что диджей перематывает пластинку и проигрывает дроп снова. Однако, этой техникой не следует злоупотреблять, так как она нарушает непрерывность сета.

Выступление диджея часто сопровождается поддержкой одного или более эм си (англ. MC). Этот элемент исходит из корней жанра — музыки хип-хоп и регги.

Связь с другими жанрами электронной музыки

Поджанры

В последние годы жанр раскололся на отдельные поджанры, что повлекло за собой образование новых, обособленных сцен. Среди поджанров можно выделить:

  • Драмфанк (англ. Drumfunk)
  • Хардстеп (англ. Hardstep)
  • Intelligent drum and bass (Интеллиджент, атмосферный драм-энд-бэйс, англ. atmospheric, artcore)
  • Джаз степ (англ. Jazz step, jazzy jungle или jazz’n’bass)
  • Джамп-ап (англ. Jump-up)
  • Джангл (англ. Jungle)
  • Рагга-Джангл (англ. Ragga-Jungle)
  • Ликвид фанк (англ. Liquid funk)
  • Тэк-степ (англ. Techstep)
  • Нейрофанк (англ. Neurofunk)
  • Даркстеп (англ. Darkstep)

Этот список не классифицирует драм-энд-бэйс полностью, и многие продюсеры в своих продукциях затрагивают многие перечисленные стили.

Влияние

  • Drill and bass, поджанр Intelligent Dance Music («IDM»), популяризованный Aphex Twin’ом, включает большинство ритмов, используемых в драм-энд-бэйсе, и фокусируется на сложном программировании и инструментах. Сторонниками направления являются Squarepusher, Amon Tobin, Animals on Wheels, Venetian Snares, Hrvatski и многие другие.
  • Breakcore (русск. брейк-кор), поджанр хардкора, нередко использует искажённые ритмические конструкции драм-энд-бэйса. Композиции брейк-кора экстремально зашумлены, агрессивны, гораздо более хаотичны по структуре. В настоящий момент поджанр представлен такими исполнителями, как Enduser, Shitmat, Belladonnakillz, Dolphin, Teknoist и другими. Плотной и предельно агрессивной компоновкой отличаются и экспериментальные работы немецкого музыканта Current Value.

Появление в мэйнстриме

Некоторые работы в жанре драм-энд-бэйс достигли высокой популярности в мэйнстриме, особенно материал с вокалом. Самые ранние примеры — Goldie с альбомом «Timeless» 1995-го года, а также альбом «New Forms» Reprazent’а в 1997 году. В последние годы треки, такие как «Shake Your Body» (Shy FX и T-Power) занимали позиции в чарте UK Top 40. Трек продюсера Hive, «Ultrasonic Sound» попал на саундтрек первой части фильма «Матрица». Трек «Goa» московского продюсера Electrosoul System, транслировался в дневном эфире британского BBC Radio One летом 2005 года.

Драм-энд-бэйс — частый гость саундтреков компьютерных и видеоигр. Нередко композиции в этом жанре можно услышать в автосимуляторах, файтингах и 3D-шутерах. Одним из самых знаменательных проявлений драм-энд-бэйса в играх стала вымышленная радиостанция «MSX FM» в автосимуляторе Grand Theft Auto III. Название станции, равно как и её репертуар, происходят от одного из известнейших и старейших D&B-лейблов Moving Shadow (год выхода игры был приурочен к празднованию десятилетия лейбла, поэтому к сокращению MS добавилась римская цифра X).

Также в последнее время поп-музыка начинает использовать некоторые элементы драм-энд-бэйса, но в изменённой манере. Примеры — Puretone и Girls Aloud. Жанр часто появляется на ТВ и в рекламе.

Ведущие лейблы

Ниже перечислены некоторые ведущие звукозаписывающие лейблы в drum&bass:

Российские лейблы

  • Resistance Music (Санкт-Петербург)
  • Respect Family (Санкт-Петербург)
  • Total Advance Music (Санкт-Петербург)
  • H8 (Москва)
  • Step2Zero (Москва)
  • Gunsta records (Петербург)
  • Deformed Soundz rec (Киев, Украина)

Зарубежные лейблы

  • 31 Records
  • 720 Degrees
  • Algorythm Recordings
  • Back 2 Basics
  • Barcode
  • Bassbin
  • Bingo Beats
  • Beta Recordings
  • Black Sun Empire Recordings
  • Breakbeat Kaos
  • C.I.A.
  • Commercial Suicide
  • Covert Operations
  • Creative Source
  • Critical
  • Cyanide
  • Cymbalism
  • Defunked
  • Digital Soundboy
  • Disturbed Recordings
  • Dispatch
  • DNAudio
  • DSCI4
  • Exit
  • DNAudio
  • Fokuz
  • Freak
  • Freak Records
  • Full Cycle
  • Coocoorooza records
  • Ganja Records
  • Good Looking
  • Grid.
  • Horizons Music
  • Hospital
  • Human Imprint
  • Innerground
  • Intransigent
  • Metalheadz
  • Moving Shadow
  • Nu Directions
  • Offkey
  • Paradox Music
  • Position Chrome
  • Quarantine
  • RAM Records
  • Renegade Hardware
  • Soul:R
  • Shogun Audio
  • Subtitles
  • Soundtrax
  • Tech Itch
  • Technique
  • Timeless
  • V Recordings
  • Valve
  • Violence
  • Virus

Доступность драм-энд-бэйса

Приобретение

В основном драм-энд-бэйс распространяется на 12-дюймовых виниловых пластинках, но некоторые компиляции, миксы и альбомы продаются на компакт-дисках (например, последние альбомы Dom & Roland и Calyx). Драм-энд-бэйс также стал доступен, в том числе и бесплатно, в сети Интернет. Появились даже интернет-лейблы, занимающиеся распространением музыки исключительно через Всемирную Паутину (Kinematic320, .shadybrain music, Deformed Soundz records).

В России для массового потребителя драм-энд-бэйс доступен в большинстве магазинов, продающих компакт-диски (в этом случае жанр представлен, как правило, не альбомами, а готовыми компиляциями или миксами). Единственный российский виниловый лейбл — Step2Zero. Зарубежная продукция на виниле доступна в редких магазинах. Основной источник винила — интернет-магазины, которые отправляют пластинки в любые точки планеты.

Прочее

Самый известный журнал о драм-энд-бэйсе — это ежемесячный Knowledge Magazine. Другой, менее известный журнал — ATM Magazine.

Самое большое драм-энд-бэйс-радиошоу в Великобритании — это шоу Fabio и Grooverider’а на BBC Radio One. Станция 1Xtra также сильно поддерживает этот жанр вместе с диджеями L Double, Bailey и Flight. В России среди джанглистов имеет популярность программа Пиратская Станция, выходящая на Радио Рекорд (http://www.radiorecord.ru/) (Санкт-Петербург — 106,3 FM) с неизменным ведущим DJ Gvozd, а также программа Шторм, впервые появившаяся в эфире «Станции», а ныне выходящая на DFM (http://www.dfm.ru/) (Москва — 101,2 FM) с ведущими DJ Грувом и Дэном. Также существует множество интернет-радиостанций.


Список стилей электронной музыки

Рейтинг@Mail.ru
 Карта сайта.