EntArea
Новые mp3 альбомы, клипы и т.д. Earn money О сайте Send me email
Друзья сайта
Статьи
RSS?

Dub (Даб)

Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично)) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, дабстеп и других.

DUB

Это направление получило свое название благодаря "дублированию" песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов-сорокопяток, и развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссерских экспериментов. Обычай перезаписывать песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни. Наиболее заметным из "ранних" ди-джеев был U-Roy, получивший известность благодаря тому, что вел импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал U-Roy, принадлежала звукооператору King Tubby. Последний микшировал все инструментальные трэки, под которые U-Roy говорил. В конце концов, Tubby начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных трэков, увеличивая громкость ритм-секции, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новых эффектов, таких как реверберацию и эхо. Многие поклонники реггей восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до ее естественной сути. 45-синглы с инструментальными версиями на стороне В получили всеобщее распространение, и ремиксы King Tubby стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1973 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из "дабов", с заметными влияниями миксов Tubby, сделанных им для продюсеров Bunny Lee и Augustus Pablo. Из других ранних продюсеров стоит назвать минималиста Keith Hudson и Lee "Scratch" Perry с его колоритным, утонченным стилем. К 1976 году dub по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили и dub. В 80-е dub в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря The Mad Professor и такому экспериментатору, как Adrian Sherwood, но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Prince Jammy и Mikey Dread, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций ди-джеев, с популярностью dancehall и ragga. Неторопливая музыка dub возымела влияние не только в контексте рэггей, начиная с альбома Public Image Ltd. "Metal Box/Second Edition" 1979 года и далее. Electronica/drums'n'bass, расцветшие в 90-е годы в Великобритании, многое заимствовали у техники продюсирования и микширования, применявшейся в dub.

Это обозначение своим возникновением обязано одноименной серии сборников, выпущенной лейблом Beyond. С того момента исполнители, критики и слушатели так стали называть любую форму ритмичного ambient, использующего элементы и приемы производства музыки dub Ямайки, такие как ревер, упор на бас и перкуссионные, активное использование эффектов. Примерами исполнителей данного направления являются the Orb, Higher Intelligence Agency, Sub Dub, Techno Animal, Automaton, Solar Quest.

Характеристика

По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха (delay) на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от реггей, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.

История

Это направление получило свое название благодаря "дублированию" песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов-сорокопяток, и развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссерских экспериментов. Обычай перезаписывать песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.

Наиболее заметным из "ранних" ди-джеев был U-Roy, получивший известность благодаря тому, что вел импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал U-Roy, принадлежала звукорежиссёра Кинга Табби. Последний микшировал все инструментальные трэки, под которые U-Roy говорил. В конце концов, Tubby начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных трэков, увеличивая громкость ритм-секции, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новых эффектов, таких как реверберацию и эхо. Многие поклонники реггей восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до ее естественной сути. 45-синглы с инструментальными версиями на стороне В получили всеобщее распространение, и ремиксы King Tubby стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1973 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из "дабов", с заметными влияниями миксов Tubby, сделанных им для продюсеров Bunny Lee и Augustus Pablo.

Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке.


Из других ранних продюсеров стоит назвать минималиста Кейт Хадсон и Lee "Scratch" Perry с его колоритным, утонченным стилем. К 1976 году Dub по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили и Dub. В 80-е Dub в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря The Mad ProfeSSOr и такому экспериментатору, как Adrian Sherwood, но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Prince Jammy и Mikey Dread, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций ди-джеев, с популярностью Dancehall и Ragga.

Неторопливая музыка Dub возымела влияние не только в контексте рэггей, начиная с альбома Public Image Ltd. "Metal Box/Second Edition" 1979 года и далее. Electronica/Drums'n'Bass, расцветшие в 90-е годы в Великобритании, многое заимствовали у техники продюсирования и микширования, применявшейся в Dub.


С началом Цифровой Эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т.п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки!


Список стилей электронной музыки